Примеры консультаций по налоговому учету (актуально на 2016 г.):
Описание ситуации:
Нефтеперерабатывающий завод заключает договор с предприятием (собственником магистрального нефтепровода) на подключение завода к магистральным нефтепроводам. Согласно договору оплата за подключение осуществляется по графику платежей. При этом оплата за подключение к нефтепроводу включает совокупность расходов:
на разработку проектной и рабочей документации для строительства и реконструкции объектов, предусмотренных техническими условиями, на строительство и реконструкцию объектов, предусмотренных проектной и рабочей документацией, на покупку нефти, необходимой для заполнения линейной части трубопроводов и технологических трубопроводов и оборудования; на проверку выполнения Заявителем требований технических условий; на выполнение технологического присоединения НПЗ.
После выполнения условий договора права собственности на построенные нефтепроводы будет принадлежать исполнителю, т.е. собственнику трубопровода. Кроме того, по условиям договора завод помимо оплаты за подключения НПЗ должен за счет собственных средств построить приемо-сдаточный пункт нефти, узлы подключения, перекачивающую станцию, права собственности на которые будут принадлежать заводу.
Вопрос: Будет ли возникать безвозмездная передача нефтепроводов исполнителю? Какой порядок начисления и возмещения НДС по данной сделке?
Сможет ли завод принять в расходы при расчете налога на прибыль расходы на проектную документацию и строительство нефтепроводов?
Ответ:
Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 (ред. от 20.07.2012) О ПОРЯДКЕ ПОДКЛЮЧЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ К МАГИСТРАЛЬНЫМ НЕФТЕПРОВОДАМ И (ИЛИ) НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАМ И УЧЕТА НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
16. Размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу рассчитывается исходя из необходимости компенсации экономически и технологически обоснованных расходов организации трубопроводного транспорта на выполнение технических условий.
Затраты на выполнение заявителем мероприятий по подключению завода к магистральному трубопроводу, предусмотренных техническими условиями и договором, НЕ входят в размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу. Имеет место быть безвозмездная передача.
В целях начисления и уплаты НДС безвозмездная передача ценностей признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Это означает, что сторона со стоимости безвозмездно переданных ею ценностей должна уплатить и НДС. Начисление НДС при безвозмездной передаче ценностей осуществляют в момент выполнения самой операции (п. 1 ст. 167 НК РФ). Датой передачи считают дату оформления первичных документов.
Сможет ли завод принять в расходы при расчете налога на прибыль расходы на проектную документацию и строительство нефтепроводов?
Думаю налоговый орган откажет в признании затрат на разработку проектной документации и строительство. С одной стороны завод непосредственно заинтересован в нефтепроводе, к увеличению доходов от реализации. Следовательно, эти затраты экономически оправданны и необходимы для деятельности, направленной на получение дохода ("п. 1 ст. 252" НК РФ). С другой, что на основе проекта будут проводиться работы по строительству нефтепровода, принадлежащего другому собственнику. То есть завод будет нести затраты по улучшению имущества, принадлежащего сторонней организации, не получая от собственника трубопровода никакого возмещения своих затрат.
Описание ситуации:
ООО «Ромашка» арендовало в 2014-2016 гг. земельный участок находящийся в государственной собственности. Общество исчисляет арендную плату исходя из кадастровой стоимости земельного участка. ООО «Ромашка», не согласившись с установленной кадастровой стоимостью в размере 1 млрд. руб. в отношении земельного участка, обратилось 20.09.2015 с заявлением в комиссию при Росреестре по г. Москве о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 500 млн. руб. по состоянию на 01.01.2014г. По результатам рассмотрения заявления Общества, комиссией при Росреестре было принято 05.11.2015 г. решение об удовлетворении требований ООО «Ромашка». Общество исчисляло арендные платежи за период с 01.01.2014 года по 01.12.2015 исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 млрд. руб.
Вопрос: Возможно ли в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка осуществить перерасчет арендной платы (при положительном ответе необходимо указать с какого момента арендатор может осуществить перерасчет арендной платы и описать порядок возврата излишне уплаченных арендных платежей, при отрицательном ответе необходимо указать с какого момента арендатор должен уплачивать арендные платежи исходя из установленной рыночной стоимости).Ответ должен содержать ссылки на нормы права, в том числе на судебную практику и письма Минфина РФ и ФНС РФ.
Ответ:
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
После 22 июля 2014 г. дата, с которой пересчитывается арендная плата (исчисленная по результатам споров о пересмотре кадастровой стоимости), установлена в иной редакции. Теперь перерасчет арендной платы на основании установленной Комиссией либо судом кадастровой стоимости применяется с 1 января следующего года, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее заявление.
Из пункта 28 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 и абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности также следует, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда для целей определения арендной платы или выкупной цены имущества, новая кадастровая стоимость: действует с 1 января календарного года , в котором подали заявление о ее пересмотре, и применяется до даты, когда очередные результаты определения кадастровой стоимости внесли в кадастр.
Организация вправе обратиться к арендодателю с письменным обращением об изменении арендной платы . Срок ответа на обращение по общему правилу общий – 30 дней. Заключать новый договор или доп.соглашение не обязательно. Арендная плата за земельные участка находящиеся в публичной собственности является регулируемой и несмотря на порядок определения арендной платы в договоре, для изменения размера регулируемой арендной платы сторонам не нужно вносить изменения в договор.
Описание ситуации:
На основании подп. 4 п.1 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Возможно, ли применение данной нормы права в отношении объектов отсутствующих в Перечне?
В отношение, каких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности?
Вправе ли налогоплательщик применять повышающий коэффициент к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, если значение индикатора энергетической эффективности не указано в технической документации производителя (при положительном ответе на данный вопрос необходимо дополнительно указать каким образом предприятие должно определить класс энергетической эффективности к данным объектам)?
Ответ:
Возможно, ли применение данной нормы права в отношении объектов отсутствующих в Перечне?
Применение данной нормы права в отношении объектов отсутствующих в Перечне - НЕВОЗМОЖНО. письмо Минфина России от 17.09.2015 № 03-03- 06/1/53537 О вопросе вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности"
- если в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию как энергоэффективных объектов на основании Перечня объектов по Постановлению № 308 не истек трехгодичный срок в целях применения льготы по налогу на имущество и были обоснованно применены специальные (повышающие) коэффициенты при расчете амортизации, возможно ли дальнейшее применение вышеуказанных льгот в соответствии с пп.4 п.1 ст.259.3 НК РФ и п.21 ст.381 НК РФ к данным объектам при их отсутствии в Перечне объектов и технологий по Постановлению № 600;
По объектам, к которым ранее применялся указанный коэффициент, но данные объекты не поименованы в Постановлении № 600, применение коэффициента прекращается с июля 2015 года. Имеется еще аналогичное письмо.
В отношении каких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности?
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 (ред. от 30.12.2011) "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара"
Постановление правительства РФ от 25 января 2011 г. №18 Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Вправе ли налогоплательщик применять повышающий коэффициент к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, если значение индикатора энергетической эффективности не указано в технической документации производителя (при положительном ответе на данный вопрос необходимо дополнительно указать каким образом предприятие должно определить класс энергетической эффективности к данным объектам)?
- Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 утвержден Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности. Согласно данному Перечню ИЭЭФ определяется согласно технической документации производителя. Может ли покупатель для целей исчисления налога на прибыль и налога на имущество организаций самостоятельно определить ИЭЭФ, если в технической документации не указано его значение? Необходимо ли делать запрос производителю с просьбой рассчитать ИЭЭФ (ответ в виде письма будет основанием для применения повышающего коэффициента амортизации)? (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/440)
При отсутствии значения ИЭЭФ в отношении соответствующего объекта применение положений "пп. 4 п. 1 ст. 259.3" и "п. 21 ст. 381" Налогового кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Описание ситуации:
Предприятие «А» осуществляло геологоразведочные работы по изучению, поиску и оценке нефтяных месторождений предшествующих этапу их промышленной разработки (по заказу предприятия «Б»), а предприятие «Б» осуществляет их промышленную разработку. Предприятия «А» и «Б» входят в консолидированную группу налогоплательщиков.
Относятся ли названные расходы осуществленные предприятиями «А» и «Б» к расходам на НИОКР с коэффициентом 1,5?
При возможности отнесения указанных расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5 указать порядок их отражения в налоговой отчетности.
Ответ:
Относятся ли названные расходы осуществленные предприятиями «А» и «Б» к расходам на НИОКР с коэффициентом 1,5?
Нужно знать судебную практику. ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А40-96191/09-108-586, который признал расходы, произведенные обществом по составлению проектного документа «Дополнение к Технологической схеме разработки Верх-Тарского месторождения», расходами на освоение природных ресурсов. Также данный вывод, подтверждается постановлениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 7669/11 и ФАС МО от 25.03.2011.
Спорные расходы относятся к расходам на освоение природных ресурсов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.11.2010 №6029/10 указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Исходя из данной нормы, общество вправе выбирать порядок отнесения
затрат по договорам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы, связанные с освоением природных ресурсов.
Общество должно в соответствии с Учѐтной политикой, определяющей порядок
отнесения расходов на освоение природных ресурсов, научные исследования и
опытно-конструкторские разработки, отразить спорные затраты как текущие
расходы, связанные с освоением природных ресурсов, в налоговых регистрах и
налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за тот отчѐтный
период, в котором они произведены.
Теперь что касается кооф. 1,5 или в размере фактических затрат. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" (с изменениями и дополнениями) Перечень закрытый. НИОКР Геологоразведочные работы по изучению, поиску и оценке нефтяных месторождений предшествующих этапу их промышленной разработки в перечне отсутствуют. Промышленная разработка тоже. То что входят в консолидированную группу самостоятельного значения не имеет.